Рассмотрим ситуацию, когда организация прекращает свою коммерческую деятельность, и принято решение о ликвидации в соответствии с буквой закона, но за компанией числится задолженность перед бюджетом. Денег и иного имущества на погашение образовавшейся задолженности у организации нет, так же как и нет средств на ведение процедуры банкротства.
Возможно ли при таких обстоятельствах осуществить ликвидацию?
Мы считаем, что такая ликвидация возможна, но только при одном условии – если долги перед бюджетом будут признаны безнадежными.
После уведомления регистрирующего органа о принятии решения о ликвидации юридического лица, опубликования сведений о принятии решения о ликвидации юридического лица и о назначении ликвидатора, должен быть составлен промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
В процессе ликвидации необходимо произвести все расчеты с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии с чч. 1-2 ст. 49 Налогового кодекса РФ:
1. Обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.
2. Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается в случае признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списания.
Понятие безнадежного к взысканию долга и порядок его признания дается в ст. 59 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2013 № 431 дается аналогичное понятие безнадежной задолженности и в отношении страховых взносов.
Исходя из правовой позиции, сформулированной в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», инициировать судебное разбирательство в части признания задолженности безнадежной вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной. Такое заявление облагается государственной пошлиной применительно к подпункту 4 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ как иное заявление неимущественного характера и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства с учетом положений главы 22 АПК РФ.
Таким образом, в результате признания долгов организации перед бюджетной системой РФ безнадежными, запись об имеющихся долгах удаляется из лицевого счета налогоплательщика.
Удаление данных записей означает, что организация больше не является должником перед бюджетом и может завершить процедуру ликвидации без возбуждения дела о банкротстве.